Коммерческий телеканал LNK 3 октября рассказал литовцам, как в Эстонии началась паника после слов премьер-министра Каи Каллас о возможном конце света, цитируем: "Нужно быть готовыми к тому, что Российская Федерация может лишить Эстонию, Латвию и Литву поставок электричества. Хотя три страны много работают над десинхронизацией в формате проекта БРЭЛЛ, проблемы могут возникнуть. Думайте, как будем жить без света".
Чтобы паника не перекинулась в Литву, министр энергетики Дайнюс Крейвис с голубого экрана заверил: все под контролем, нет необходимости запасаться продуктами длительного хранения, фонарями, бензином и дизельным топливом. "Страна подготовилась к возможным вызовам", – гарантировал член правительства.
Послушав ободряющую речь, телезрители двинулись в магазины. Жизнь приучила не верить никому, а уж кабинету министров в первую очередь. Он гарантировал прекращение роста инфляции, которая наоборот выросла с 18% в августе до 24,4% в сентябре.
Аналогично случилось с ценами на бытовые услуги, природный газ, отопление для многоквартирных домов. Уголь в Литве стал дефицитом. Частники записываются в очереди за дровами, стоят неделями, берут в пять раз больше обычного. Летом текущего года появилась новая услуга: твердое топливо в лизинг под небольшой, 8,5–15% годовых. Она востребована.
Платежки за свет пугают. Трехзначные цифры (например, в 300 евро) стали достаточно привычны. Четырехзначные перестали удивлять. На днях певец Жильвинас Жвагулис показал по ТВ квитанцию за электричество с пятизначной цифрой – больше 11 000 евро. Жесть! Столько намотала небольшая пекарня, устроенная на первом этаже собственного дома. Жвагулис принял решение остановить выпечку сдобы, 22 наемных работников он увольняет.
Пример показательный, но не единичный. В Литве любое энергоемкое производство стало невыгодным. Закрываются не только малые и средние предприятия, но и гиганты. Например, градообразующие заводы по производству удобрений Lifosa и Achema. Причина у всех одна: правительство Ингриды Шимоните обещало снижение расходов на энергоносители, налоговые послабления, финансовую поддержку льготным кредитованием, но не сделало ничего.
Очаг, лучина, угли
Маловероятно, что к принудительному выходу из БРЭЛЛ Вильнюс готов лучше Таллина. Скорее, наоборот, поскольку в любой государственной сфере Эстония на голову выше. Она не окажется в Средневековье в отличие от Литвы.
Какие бы гарантии не давали глава Минэнерго Крейвис и Рокас Масюлис, гендиректор компании электропередающих сетей Litgrid, придется готовиться к худшему. До лучины, очага и древесного угля в быту жители не докатятся, но от керосинок, чугунных утюгов, примусов, печек, бабушкиных плит, подвесных ламп-линеек и парафиновых свечей лучше не зарекаться.
Об этом же говорит бывший министр энергетики неудачник Арвидас Секмокас. Он, возможно, завидует Крейвису, на которого блага и почет незаслуженно падают с небес, поэтому старается уколоть преемника где только возможно.
По Секмокасу, Литва вступает в "третий энергетический кризис. Он начался в 1990 году, когда прервались поставки нефти и на 80% сократился поток газа. Второй пришелся на 2002-2004 годы, когда по 34% акций компании "Литовский газ" приобрели немецкая E-On Energie и "Газпром". Голубое топливо для Вильнюса в 2004 стоило 0,24 лита/куб. м, в 2005 – 0,42, в 2013 – уже 1,32 лита/кубометр – дороже, чем в других странах ЕС".
К тому же, в 2009 году Литва закрыта Игналинскую АЭС, цена на электричество для бытовых пользователей за одну ночь выросла на 30%. К строительству новой атомной привлекли стратегического инвестора Hitachi, но проект развалился. Ушла и американская компания Chevron, планировавшая добычу сланцевого газа. Литва, как и прогнозировали противники быстрых реформ в энергетическом секторе, осталась у разбитого корыта.
"Третий кризис начался в 2021 году вместе с ростом цен на энергоносители, Он наверняка окажется затяжным и болезненным. Газ стал дороже в 2 раза, свет – в 2,5. В 2022 высокая новая цена на газ утроилась, на электричество – подскочила в 5 раз. Надо спасать государство. Минэнерго пусть успокаивает, что все хорошо, хотя на деле все очень нехорошо. Поэтому правительство должно работать, а не возлежать на лаврах", – утверждает Секмокас.
Если мы его правильно поняли, как Литва в 1990 году свалилась в кризис, так и живет в его условиях более 30 лет. Выкарабкаться не удается по глупости своего же правительства, прислушивающегося к малограмотным экспертам и советникам.
Бал некомпетентности
Действительно, в минувшие 10 лет страны Евросоюза истратили миллиарды на возобновляющиеся источники энергии (ВИЭ).
С 2012 года существует энергетический союз ЕС. Тратятся средства на разные исследования, доказывающие, насколько незначительна для Европы роль поставок России, как ее легко заменить. Это стало мантрой аналитиков и политиков, которым верили.
Рынок все расставит по местам, в случае кризиса последствия будут минимальным, говорили ведущие европейские эксперты. Из Брюсселя постоянно слышалось "Ветер дует, солнце светит, если что, возьмем газ-нефть у третьих стран, будущее прекрасно".
Где сейчас все эти "знатоки" со своими исследованиями? Когда наступил час "Х", вдруг выяснилось – ветер дует недостаточно сильно, солнца немного, реки обмелели. Теории рухнули как карточный домик.
Конечно, удобно все минусы списать на события на Украине, как и, якобы, плюсы. Госсекретарь США Энтони Блинкен уже заявил, что СВО ВС РФ дала Европе возможность наконец-то отказаться от энергетической зависимости от России.
Тем не менее, в нынешней ситуации с энергетикой виноваты сами европейцы, в том числе литовцы. Если Москва полностью прекратит поставки энергоносителей, то экономике еврозоны в 2023 году угрожает рецессия, сказала 8 сентября глава Центробанка Европы Кристин Лагард. В этот же день главное финансовое учреждение ЕС подняло процентную ставку на 0,75 процентного пункта для борьбы с рекордной инфляцией.
Фактически, у Запада есть лишь ближайшая зима, чтобы окончательно расторгнуть энергетические отношения с Россией, считают евробюрократы. "Это прекрасная возможность", – утверждают они, помалкивая относительно "но".
Найдется ли у европейцев терпение на одну зиму для того, чтобы помочь своим правительствам разорвать все зависимости от России? Судя по сентябрьским протестам в столицах Старого света, желание народа поддерживать обанкротившиеся национальные и брюссельскую власти явно в дефиците.
Феноменальный грабеж
"Зеленая" энергетика, по заявлениям Еврокомиссии и словам президента Гитанаса Науседы, – отличная альтернатива ископаемому топливу. Если так, то возникает вопрос: почему в Литве ею так мало занимаются?
Экс-министр Секмокас знает ответ: государственный энергетический монстр Ignitis grupе в 2020 году 13,5 гигаватт мощностей построила в ЕС, а в родной Литве в восемь раз меньше – только 1,7 гигаватт генераций. Монополист игнорирует энергетическую безопасности страны, интересы ее людей. Ему интересен только "золотой телец". Боссы компании игнорируют "зеленую" стратегию развития государства от 2018 года. По вине монополиста на три года опаздывает модернизация вильнюсской ТЭЦ и строительство пятого блока гидроаккумуляторной станции в Круонисе.
Между тем, 73% акций Ignitis принадлежат государству, остальные – нескольким мелким участникам рынка. Именно правительство несет полную ответственность за нехватку генераций в Литве. Контроль за деятельностью энергомонополиста возложен на чиновников Министерства финансов и лично на министра Гинтаре Скайсте. Однако на деле ни контроля, ни руководящей роли нет.
Секмокас вскрыл феноменальную финансовую аферу. Оказывается, ни один из трех последних кабинетов не занимался компанией Ignitis grupе. Ее председатель правления вместе с подчиненными творил, что считал нужным, лишь "слюнявя" деньги в пользу правящих партий, в том числе на подготовку к предстоящим муниципальным выборам.
А там, глядишь, понадобятся ресурсы "из ниоткуда" на выборы парламентские, президентские и в Европарламент. Так сказать, политическую коррупцию в Литве никто пока не отменял. Наверное, есть и другие статьи "теневых" расходов.
После обнародования неприличных фактов бед бывший министр Арвидас Секмокас ударился в крамолу:
"Поскольку цены на электричество будут расти, непозволительно продолжать играть по правилам свободного рынка. Необходимо срочно перевести в государственные руки всю энергетику".
Проще говоря, национализировать. Наивный, кто ж позволит? Что касается нового ярма для населения, оно перебьется. Куда денется?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.