За десять месяцев 2022 года вечно жаждущие возмездия страны Балтии показали новый уровень мастерства своей антироссийской, а скорее, антирусской деятельности.
Снос всех советских памятников и раскопки могил, запреты на русскую речь и язык, преследования за "российский флаг на балконе" – все это лишь немногие элементы картины, которая сегодня называется "Рига, Вильнюс и Таллин в боротьбе против оккупантов".
Прибалтике давно отвели роль русофобского цербера, который раньше других и с наибольшим остервенением лает на Россию при каждом удобном случае. Вместе с тем эти три республики – приграничная территория, которая в "случае чего" может стать театром военных действий.
В то же время экономическая ситуация в Латвии, Литве и Эстонии становится тяжелее, а, следовательно, требуется все больше усилий для "промывания голов" местному населению.
Что изменилось для стран Балтии с началом СВО России на Украине, для чего им выкапывать солдат из могил, что им нужно сделать, чтобы Брюссель и Вашингтон их прокормил, рассказал в беседе с Baltnews колумнист "Комсомольской правды" Евгений Умеренков.
– Какая роль отведена странам Балтии Вашингтоном и, в какой-то степени, Брюсселем после февраля?
– После 24 февраля 2022 года их роль принципиально не изменилась, она только усилилась. Роль бывших прибалтийский советских республик обозначилась в самом начале процесса культурно-исторического, политического отчуждения от России и от всей системы связей в самых различных отраслях со всем бывшим Советским Союзом – это клин между Россией и Западом, прежде всего, Европой.
В конце февраля мы перешли из скрытой фазы противостояния в открытую. Поэтому конфронтация прибалтийских стран проявила себя не только более жестко и откровенно, но и по-жлобски. Потому что борьба с памятниками – окончательное вырывание из сознания советской истории, всего, что связано со Второй мировой войной, возведение в качестве национальных лидеров, прежде всего, моральных сподвижников Гитлера и нацистов. Вот их роль.
Рубежным для стран Балтии стал 2004 год. Они были приняты в НАТО. Цель [принятия была] одна – форпост альянса у границ нашего северо-запада в 120 км от Санкт-Петербурга. Кроме того, они стали постоянно действующей "накачкой", [которая твердит] "вот-вот они [Россия] на нас нападут". Это создавало определенный нарратив в наших отношениях с Западом: мы – "агрессор", они – "защитники". А кому в голову придет, что маленькие по своим экономическим возможностям и людским ресурсам три прибалтийские республики могут угрожать России? А Россия им – да, может.
Полтора-два года назад все западные сценарии Третьей мировой, которые рисовали лондонские кудесники, включая бывших военных, а также фильмы BBC, [были] о том, как Россия нападает на Латвию, пытаясь защитить русскоязычное население. И вообще, не напасть на "маленького" "большая злобная Россия" не может, а если она нападет, то делать нечего – придется защищать.
Прибалтика – это "фомка", которой отламывают Европу от России. Прежде всего речь о странах, чье нормальное взаимодействие с Россией – это смертельная угроза и экзистенциальный вызов для США. Потому что технологическая промышленная мощь, например, Франции, Германии, Италии и практически необъятные запасы российских ресурсов создают экономический потенциал, который на равных выступает с американским.
– Тем не менее, экономические отношение с ЕС, в том числе, с Прибалтикой продолжают существовать. Окольными путями закупается газ, также в Европу идет российский СПГ. Зачем Россия продолжает экономическое сотрудничество с Прибалтикой?
– Если брать экономические связи, без взаимного интереса они существовать не могут. Поэтому как бы политически страны Балтии не кляли нас, как бы они не заклинали Запад разорвать все связи, но живут-то они с транзита, перевалки российских грузов в прибалтийских портах. По всей вероятности, у нас такая же ситуация. Были призывы наказать их.
Пойдя на экономические санкции против прибалтов, мы навредим, в том числе, русскоязычным. Получается, что мы санкции введем против соотечественников.
Сейчас аргументация другая: мы воюем с Западом, нужны средства и ресурсы. Если у западников есть какой-то интерес в том, что мы можем им предложить, в частности энергоносители и транзит грузов, давайте тоже использовать эти возможности, чтобы получить резервы, необходимые для борьбы с этим же Западом.
– Декларируемая цель сноса памятников в Прибалтике – борьба с советским наследием. Также власти проводят чистку своих стран от всего русского. Парламенты Латвии, Литвы и Эстонии приняли резолюции, где называют Россию "государством-спонсором терроризма". Что на самом деле стоит за этим?
– В Прибалтике добиваются окончательного разрыва. Они давно живут в ненависти с нами, но что-то их сдерживало – филькины грамоты, дипломатические приличия. С ними также были подписаны соглашения о взаимной охране памятников.
После того, как Запад не стал скрывать, что он воюет с Россией, Вильнюс, Рига и Таллин получили команду "фас". Как и все мелкие породы, они громко тявкают и лают. Чем еще можно показать свою крутость? Снести могилы тех, кто освобождал эти земли от фашизма. Но тогда возникает вопрос – а сами-то вы кто? И на чьей стороне ваши страны, которые так утомили всех своей теорией континуитета – дескать они во время войны и "советской оккупации" де-факто не существовали.
Однако де-юре эти государства существовали, на практике они воевали на стороне гитлеровской Германии. Следовательно, они – проигравшая сторона. А мы, в таком случае, забыли взять контрибуции и репарации. Так что пусть они сейчас утомляются подсчитывать убытки от "советской оккупации", потому что, если настанет такой печальный для них момент, нам придется прийти за своим.
– Страны Балтии регулярно напоминают Вашингтону, что они – восточный фланг, поэтому им нужно больше оружия. Правда ли, что их готовят как будущий театр военных действий в конфликте с Россией?
– Судя по тому, какая складывается картина, вполне допустимо в определенных условиях – например, если Украина начнет реально сыпаться, Западу потребуется второй фронт. И на этот случай идеальнее Прибалтики ничего не представляется.
Прибалтийские элиты понимают, что перспектив [в этом конфликте] нет никаких. Для России будет болезненно отвлекаться на второй фронт, но проблема будет решаться уже не так деликатно, как на Украине в первые месяцы СВО. С геостратегической точки зрения, это узкая полоска, зажатая с одной стороны, нашей границей, а с другой – Балтийским морем. Как говорили, в том числе западные эксперты, в случае конфликта с Россией проблемы там решаются за три дня максимум [в пользу России – прим. Baltnews].
Прибалтика – одноразовый материал, который нужен Западу, чтобы дальше пытаться ослабить, обескровить и сковать Россию.
– Понимают ли балтийские лидеры, чем может обернуться эскалация конфликта между НАТО и Россией?
– Я не думаю, чтобы они полные идиоты, хотя иные действия подчас наталкивают на такие мысли. Все они прекрасно понимают, как и то, чем это может закончится для их стран. [Бытует мнение], что прибалтийские элиты хотели бы ускорить этот конфликт. Их логика такая – да, на нашем месте будет пепелище, но как Запад потом все отстроит!
Страшная мысль людей, которые вряд ли пришли надолго во власть. Но это отдельный вопрос – что за люди там в элите? Почему одни и те же фамилии кувыркаются лет тридцать – сначала он министр обороны, потом иностранных дел, а затем министр газовых канализаций. Одним словом, этнографическое общество – чужаков к власти не пускают.
– Бывший президент Литвы Даля Грибаускайте метит в генсеки НАТО. Помешает ли экс-президенту ее биография, в том числе предполагаемые связи с Москвой?
– Сейчас НАТО сделают генсеком хоть черта лысого, если будет поставлена задача. Или реинкарнацию Владимира Ильича Ленина [сделают], но скажут, что они его перепрограммировали и прошили заново, и теперь он будет с натовского броневика вещать.
В свою очередь, Даля Грибаускайте – это человек-перевертыш, который до последнего состояла в промосковской Компартии. Семнадцать страниц из ее персонального дела куда-то исчезли. И это не Москва придумала. Есть книга "Красная Даля" за авторством Руты Янутене. Да, красные родимые пятна у нее большие. Но как это обычно бывает, человек, который переметнулся на другую сторону, сделает все для новых хозяев.
Поэтому ее русофобский запал – выдающийся даже на фоне прибалтийской элиты, и он может быть востребован. Напомню, что Грибаускайте защитила кандидатскую диссертацию, где всячески превозносились успехи колхозного строительства, коллективизации, где осуждалась сопротивление "лесных братьев" советской власти в Литве.
Когда времена поменялись, Грибаускайте от нее не отказалась, а провела процедуру нострификации* – утвердила ее в новых европейских стандартах. Теперь она гордо носит степень "доктора" на основании той работы, в которой клеймила националистов и превозносила советскую власть. Хотя могла бы отказаться от диссертации. На мой взгляд, это омерзительно.
*В 1988 году Даля Грибаускайте защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук в аспирантуре при Академии общественных наук при ЦК КПСС. Впоследствии ее степень была нострифицирована (то есть приравнена) как докторская.
– Очевидно, что экономическая ситуация в Прибалтике продолжит деградировать. По вашему мнению, что может ждать Латвию, Литву и Эстонию в обозримом будущем? Смогут ли националисты за счет нарратива о "вражеской Россия" не потерять власть?
– Для Запада содержать "домашних хомячков" – не такое дорогое дело, они тебе всегда преданы. Отмечу, что до 30% бюджета прибалтийских стран формируется за счет различных подачек, в том числе западных дотаций, выплат из фондов. Поэтому, они не пропадут. Их население – около пяти миллионов. Запад их прокормит. Единственное, что надо будет им сделать, – не сбавлять градус русофобии. Если там не сбавят градус, тогда получат на пропитание, а если сбавят, то Запад будет искать других выразителей единой воли "могучего НАТО".