Лихие девяностые в Литве: банды пополняются за счет украинских беженцев

Руки в наручниках
Sputnik

Божена Высоцка

Организованная преступность возвращается в Литву невиданными темпами. Основных причин две – прогрессирующий экономический кризис и украинский вооруженный конфликт.

Европейский криминал взвыл. Начались трудные времена. Он оказался не готов к наплыву наглых и жестоких конкурентов с Украины. Они пытаются диктовать свои порядки.

Европейцам, пусть недобропорядочным и незаконопослушным, не нравится, когда приезжие указывают, как жить французам, немцам, литовцам или испанцам – своих умников среди них избытком.

В Старом свете забыли, что еще в декабре 2021 года в официальных документах сами писали об Украине – отсталая и наиболее на континенте коррумпированная страна. Там всегда воровали на всех уровнях, включая президентский. И продолжали бы, но после 24 февраля 2022 года жизнь в стране пошла по иным правилам.

Ведущим среди них стало американское – "Господь Бог создал людей, президент Линкольн дал им свободу, а полковник Кольт сделал их равными". Военный кризис породил бесконтрольное расползание огнестрельного оружия и позволил украинцам с разных социальных этажей масштабно и безнаказанно "грабить награбленное". Кто-то обворовал и продолжает обворовывать олигарха Игоря Коломойского, а кто-то довольствуется экспроприацией добра, нажитого директором овощной базы.

Криминальные новости

Давайте полистаем криминальные новости Киева за одни сутки. В Святошинском районе во время спонтанного конфликта мужчина ударил ножом подростка. В Шевченковском мужчина ограбил женщину на остановке общественного транспорта. В Днепровском районе мужчина устроил стрельбу в торговом центре. Такая информация льется рекой.

А вот криминальная колонка республиканской прессы. В Коростеньском районе Житомирской области в результате взрыва неустановленного устройства погибла супружеская пара. В Гайсине (Винницкая область) враждующие между собой преступные группировки устроили стрельбу в жилом районе. Погиб случайный прохожий.

В Одессе налетчики ограбили отделение коммерческого банка. В Кривом Роге со складов местной бригады территориальной обороны при невыясненных обстоятельствах пропало автоматическое стрелковое оружие и патроны к нему. СБУ по Львовской области задержало организованную шайку квартирных воров, обчищавших пустующие квартиры. На счету злоумышленников более тысячи незаконных проникновений в частные жилища. Преступники были вооружены и оказали сопротивление.

Литовский наемник Харли, о которым мы недавно писали, рассказал случай, свидетелем которого стал в центре Киева. В престижном торговом центре отпускник ВСУ хотел забросать гранатами "беспечно развлекающихся буржуев в то время, когда на передовой гибнут настоящие патриоты". У человека с неуравновешенной психикой при себе обнаружили четыре ручные гранаты.

Такие и похожие новости появляются в украинской прессе ежедневно, и давно никого не удивляют. Власти областных военно-гражданских администраций бессильны, полиция слаба и коррумпирована, агенты СБУ заняты выявлениями нелояльных своему государству, но поддерживающих чужое. Все списывают рост преступности на вооруженный конфликт на юго-востоке. Мол, оттуда идет оружие, прибывают дезертиры, контуженные на всю голову, с посттравматическим синдромом молодые парни, пополняющие преступные группировки.

Действительно, члены ВСУ рассчитывали на свою долю почестей и денег. Не получив ни того, ни другого, решили добыть причитающееся силой оружия. Процесс будет нарастать, пока агонизирующее государство не превратится в союз ОПГ. Но спокойствия не прогнозируется, поскольку борьба за единоличную власть станет лишь обостряться по безжалостным законам мафии. Например, колумбийской.

Мины замедленного действия

В Литву в текущем году прибыло более 71 тысячи жителей Украины, более 20 тысяч выходцев из Белоруссии. Всего в республике проживает 145 тысяч иностранцев, что составляет более 5% традиционной популяции. Кто эти люди, носители каких ценностей, какие взгляды исповедуют? Ни один из государственных чиновников ответить не может. Но заместитель генерального комиссара полиции Арунас Паулаускас не сомневается – "доля преступного элемента резко увеличилась и впредь будет расти".

По прогнозам, до конца текущего года ожидается еще тысяч 10–12 беженцев. Не все они удирают от опасностей или политических преследований. Скорее, наоборот – в Литву проникают солдаты будущих преступных синдикатов. Серьезного этнического криминала в стране никогда не было. Сейчас он появился.

Например, цыгане из Черновицкой, Ивано-Франковской областей и Закарпатья заняты распространением фальшивых евро. Украинские румыны специализируются на домашних кражах, объезжая городские предместья в поисках легкой добычи.

Вчерашние киевляне и жители других "продвинутых" областных центров занимаются мошенничествами в киберпространстве. Тысячам жителей Литвы уже позвонили якобы из коммерческих банков и с характерным южно-украинским говором предупредили: "Кто-то пытается незаконно воспользоваться вашим банковским счетом. Для проверки просим вас сообщить реквизиты".

Литовцев в большинстве случаев спасает именно незнание языка приезжими. Но это вопрос времени: украинский или белорусский криминал обязательно сольется с национальным и получит возможность говорить с гражданами Литвы на одном языке.

Некоторые мигранты – мины замедленного действия. В чем выражается? Пока в единичных случаях – кому-то из беженцев не хватило жилья, кто-то попытался заставить литовца говорить на мове. Но Вильнюс скоро почувствует, кого принялся защищать. Тут можно вспомнить 1990-е годы, когда бандиты со всего СССР стали массово мигрировать в Европу, включая Прибалтику.

"Они быстро подавили местных гангстеров и взяли под контроль проституцию, подделку денег, а также торговлю оружием, наркотиками и людьми", – вспоминает замгенерального комиссара полиции Паулаускас.

Подрыв по-украински

Мафия не дремлет. Для участия в легальном и нелегальном бизнесе ей нужны оборотные средства. Деньги в Литве есть. Немного, но для раскрутки хватит. Банды взялись за дело.

Среди нетрадиционных, нехарактерных для литовского криминала преступлений хотелось бы выделить подрывы банкоматов. Их по всей стране чуть более 400. Говорят, 415 или 416. Неважно, стоят на улице или за стеклянными витринами торговых центров – преступники во всех случаях без труда добираются до кассет с деньгами. Если нужно, въезжают ночью на краденых автомобилях в холл ТЦ, профессионально устанавливают взрывное устройства. Семь секунд терпения – подрыв – вывернутый из стены банкомат грузят в машину, и она растворяется в ночи. К слову, экономия электроэнергии за счет уличного освещения, которой больны мэры всех городов и районов, лиходеям на руку. Недаром кто-то наблюдательный пошутил: темнота – друг молодежи.

В ноябре случилось 10 подрывов. Похищено, по слухам, около 500 000 евро. Впрочем, руководители ограбленных банков на эту тему не склонны откровенничать. Все в один голос утверждают, что при попытке вскрыть кассету произойдет разрыв баллона со специальными красителями. Возможно. Однако никто из жителей ни раз не встретил на своем пути банкноту со следами краски. Наверное, на практике покрасочная теория не работает.

Однако не о деньгах в данной публикации речь. О том, что ни разу литовскому правосудию не улыбнулась Фортуна. У следователей нет даже подозреваемых. Саперы провели, наверное, соответствующие исследования фрагментов взрывных устройств, но даже всезнающей прессе непонятно – заряды фабричного или кустарного изготовления, какой была мощность заряда в тротиловом эквиваленте, каково может быть происхождение боеприпаса?

Ком разрастается. На днях в Каунасе случилась перестрелка с жертвами. Следом пьяный гражданин Украины 1998 года рождения попал в руки дорожных полицейских в центре Вильнюса, при себе имел пистолет. Кто он, почему не на фронте на юго-востоке, откуда незарегистрированное оружие и где оно. Возможно, успело "засветиться"?

Вопросы без ответов. Впечатление, будто кто-то властный накладывает табу на расследования случившихся преступлений. Что касается Фемиды, у литовских правоохранительных органов нет сил для купирования преступных проявлений.

Резюмируя, хотелось бы напомнить вильнюсским защитникам киевской хунты следующее. Преступников на Украине освободили в обмен на их вступление в отряды территориальной обороны или ВСУ. Из тюрем вышли даже отморозки, прославившиеся своими зверствами на Донбассе.

Самыми одиозными из них считаются бойцы батальона "Торнадо", убивавшие, грабившие, пытавшие и насиловавшие мирных жителей. Даже в Киеве понимали, что в батальоне собрались откровенные маньяки. В апреле 2017 года Оболонский райсуд украинской столицы осудил 12 головорезов из "Торнадо". Командир Руслан Онищенко, бандит из города Тореза Донецкой области, получил 11 лет тюрьмы, вышел в июле 2022 года, его заместитель Николай Цукур – девять, освобожден в 2021 году.

Сегодня убийцы и насильники вновь на свободе и с оружием в руках совершают преступления. Кто гарантирует, что не в Литве?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме