Плохой пример для экономики: Германия идет по стопам Балтии

Герб Германии на машине президента страны
© AFP 2024 / JENS SCHLUETER

Илья Круглей

Прибалтика целенаправленно "выключала" собственную промышленность ради русофобии годами. Теперь же этот шаблон взяла на вооружение ФРГ, причем масштабы ее действий намного серьезнее, как и последствия для всего ЕС.

В последние годы балтийские страны были чем-то вроде испытательного полигона, где русофобия и "зеленая" повестка ставились выше здравой логики и благополучия экономик региона. Для "периферии" Евросоюза, которая вынуждена четко выполнять указания Брюсселя (иначе никаких дотаций!), это было нормальным явлением. Но похоже, что "тренировка на подопытных" закончилась, и теперь так стали поступать даже самые мощные в экономическом плане страны ЕС, особенно Германия.

Ее правительство в последние полтора года, по сути, делает то, что делало руководство Эстонии, Латвии и Литвы на протяжении десятилетий. Напомним, балтийские республики добровольно отсекали себя от дешевых российских углеводородов, устанавливали "ветряки" и солнечные панели, тем самым повышая ценник за электричество для своих же предприятий и домохозяйств до немыслимых цифр.

Берлин, начиная с середины 2021 года (еще до начала СВО России на Украине), стал делать такие же вещи. Еще до взрывов "Северных потоков" он сознательно саботировал работу Nord Stream, де-факто похитив турбины для газопровода, нарушив целостность контейнера для перевозки (распаковав его без наличия лицензии и не имея на то право) турбины (кто знает, в рабочем ли она теперь состоянии она после этого).

Германия, несмотря на энергокризис и колоссальные затраты своих предприятий, продолжает упорно наращивать мощность возобновляемых источников энергии (ВИЭ), хотя ей приходится тратить 200 млрд евро на поддержку предприятий, чтобы те обанкротились от больших расходов на электричество.

Теперь же в европейских СМИ появилась информация, что власти Германии могут перенаправить средства, ранее выделенные на отказ энергетической системы страны от угля и закрытие угольных электростанций, на цели обороны (русофобия важнее декарбонизации!).

При этом крупным промышленным предприятиям от этого не легче. Гиганты, включая BASF SE, Dow Inc. и Lanxess AG, уже сообщают, что намерены сократить тысячи рабочих мест и перевести инвестиции из Германии, поскольку без российского газа производство в ФРГ стало слишком дорогостоящим.

Почему бы не использовать плохой пример Балтии?

Схожесть действий нынешнего руководства Германии с поступками политиков из Литвы, Латвии и Эстонии становятся сегодня настолько сильной, что отрицать это глупо. Спасает лишь то, что ведущие европейские СМИ об этом открыто не говорят. Но реальность – это такая штука, которая не исчезает, даже если ее упрямо игнорировать.

Простой факт – Литва в 2014 году стала арендовать у Норвегии СПГ-терминал Independence, гордясь тем, что наконец нашла альтернативу российскому газу. Помогло? Нет. Экономика балтийской страны сильнее не стала, отток населения продолжился, без дотаций от Брюсселя страна не может нормально функционировать до сих пор, электричество и теплоснабжение в государстве дешевле за последние 8 лет не стали. Наоборот, ценники увеличились. В 2020 году дошло до того, что на Independence стали на регулярной основе поставлять российский СПГ (преимущественно из порта Высоцк), поскольку он был дешевле норвежского. Поставки прекратились лишь в 2022 году.

Еще один простой факт – Германия (даже до подрыва "Северных потоков") заявила о желании отказаться от российского трубопроводного газа в течение ближайших лет (есть такая цель в общеевропейском плане RePowerEU). ФРГ с осени 2022-го объявила о планах арендовать плавучие платформы для регазификации (FSRU), чтобы заменить ими поставки газа по трубопроводам из РФ. В Минэкономики Германии уверяли, что этот шаг позволит стать Берлину более энергонезависимым (Литву не напоминает?). Подчеркнем, что экономической целесообразностью, как и в случае с балтийской страной, тут даже не пахнет.

Литва каждый год платит за аренду СПГ-терминала Independence около 60 млн евро. Вильнюс получает более дорогой газ (по сравнению с поставками из РФ, если бы это были долгосрочные контракты, что всегда предлагает "Газпром"). Зато нероссийский. Что ж, Берлин пошел еще дальше. Он не стал ждать, пока построят новый СПГ-терминал. Он решил арендовать FSRU. Напомним, такие установки, в отличие от СПГ-завода, не стационарны. Их можно перемещать по морю, правда пропускная способность у таких плавучих установок меньше, чем у обычных заводов по регазификации. Всего в мире 48 FSRU, которые все сдаются в аренду (не считая шести установок). Разумеется, сейчас на них ажиотаж и цена сильно выросли.

Итог – в период 2022–2038 гг. затраты Германии на FSRU достигнут 9,7 млрд евро, т. е. это примерно по 1,6 млрд евро в год. Куда там Литве с ее тратами в 60 млн евро. Подчеркнем, что эти деньги уйдут на аренду – Берлин заплатит такую сумму за возможность получать СПГ, а не за сам газ. За него придется, кстати, платить тоже намного больше, чем если бы это были поставки по долгосрочным контрактам через "Северный поток".

Напомним, средняя цена российского газа за последние допандемийные годы для ФРГ по таким контрактам варьировалась в пределах $150 за тыс. кубометров. Сейчас цена на спотовом рынке Европы (по которой ФРГ и покупает СПГ) – $630 за тыс. кубометров. Это, кстати, еще небольшая цена, учитывая среднюю стоимость за последние полгода (когда $1500-2000 считалось нормой).

Хорошо ли чувствует себя промышленность Германии в таких условиях? Отвечая на этот очевидный вопрос, мы тут же переходим к еще одному шаблону, который долгие годы применялся в странах Балтии. Речь идет о сознательном сворачивании производственных мощностей на крупных предприятиях (с их последующим закрытием или уходом в другие страны).

Убить промышленность по-балтийски

О том, как балтийские республики растеряли весь свой промышленный потенциал за последние 20 лет, сказано уже достаточно много. Речь не только о заводах тяжелой промышленности, но и о предприятиях в рыболовстве и ряде других отраслей. В целом, тенденция одна – крупные компании постепенно угасали. Им не давали рынков сбыта, им закрывали доступ к дешевой энергии, а работникам предлагали более высокооплачиваемую работу в других странах. Теперь это же происходит с рядом отраслей в ФРГ.

К примеру, главный исполнительный директор Lanxess (создана в 2004-м путем отделения химического подразделения и части бизнеса полимеров от Bayer AG) Маттиас Цахерт недавно заявил, что химический гигант планирует сохранить свои производственные площадки в Северном Рейне-Вестфалии, "но инвестиции для дальнейшего роста будут направлены в более конкурентоспособные регионы, такие как США".

BASF SE, Dow Inc. и Lanxess AG вообще открыто говорят о том, что намерены в ближайшее время сократить тысячи рабочих мест в ФРГ. Недавно проведенный опрос немецкой химической ассоциацией VCI показал, что почти 50% химических компаний планируют сократить инвестиции в Германии в 2023-м по причине высоких затрат на энергию. Ряд компаний вообще хочет закрыться. К примеру, Trinseo Plc – один из крупнейших в мире производителей полистирола (а также пластмасс и латексных связующих) – уже начал переговоры с профсоюзом о закрытии своей производственной площадки в Белене.

У всех одна причина – слишком дорогие расходы на энергию. Выгоднее закрыть завод в Германии, открыть его где-нибудь в Азии или в США, наладить поставки продукции уже оттуда. Ничего не напоминает? Пусть и с оговорками, но в чем-то похожий сценарий был и в балтийских республиках, где вместо судостроительных компаний, крупного рыболовецкого флота, целых кластеров промышленных предприятий теперь только гордость за собственную независимость от РФ и ее газа.

Ирония в том, что русофобия нанесла урон даже по политике декарбонизации Германии, которая долгие годы была в первых рядах ЕС по приросту ветроэнергетики и вообще ВИЭ-генерации. На долю "зеленой" энергетики ФРГ пришлось 46% энергопотребления страны в 2022 году. Для сравнения: по итогам 2021-го показатель был 41%, в 2018-м – 40%, а в 2008-м – 10%. Казалось бы, Берлин идет "зеленым" курсом огромными шагами. Увы, но сегодня правительство ФРГ решило, что увеличение трат на оборону важнее, чем политика декарбонизации.

Если раньше власти Германии говорили об инвестировании миллиардов евро для ускорения энергоперехода и поэтапному отказу от бурого угля к 2030 году, то теперь эти сроки сдвинулись. В начале января канцлер Германии Олаф Шольц признал, что боеприпасов в запасах у страны недостает (были и другие похожие заявления от военных и политиков). По этой причине власти сейчас планируют перенаправлять средства, предназначенные на отказ от угля в энергетике (и его замену на ВИЭ) на военно-промышленный комплекс.

На Германию кто-то собирается нападать? Нет. Руководство США заявило, что Вашингтон отказывается защищать Берлин, поскольку он теперь не член НАТО? Ничего такого президент Джо Байден не говорил. Может, тогда ФРГ хочет производить больше вооружений, чтобы подпитывать конфликт Украины с Россией? А вот это уже больше похоже на реальность. Выходит, русофобия для Берлина важнее даже энергоперехода. Что ж, противостояние с Москвой вопреки всему – это уже вполне известный механизм, который годами работает в Балтии. Правда пользы он европейским странам не приносит. Зато СПГ у США покупают чаще, да и вооружения тоже…

Как отметил в комментарии политолог Андрей Тихонов, несмотря на то, что у Германии действительно существуют реальные основания для недовольства, трудно представить, чтобы немецкий бизнес может в действительности что-то противопоставить растущему американскому давлению.

"Немецким промышленникам легче перенести производство в США, чем бросить вызов гегемонии Вашингтона. В ФРГ все прекрасно помнят, чем закончилась последняя попытка играть самостоятельную роль в истории и не питают реваншистских настроений. Бизнес – всегда про деньги, а деньги в текущий момент печатаются Федеральной резервной системой США", – сказал Тихонов Baltnews.

"Играть в конспирологию и искать европейский капитал, который бросит вызов Америке, конечно, увлекательно, но не всегда результативно. Тем более, что Германия всегда шла в авангарде "зеленой" повестки, еще с 1970-х годов. Любопытно, что зеленое движение началось с протестов против размещения США ядерного оружия в Европе. Но как всегда что-то пошло не так", – заключил политолог.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме