Разразившаяся на Ближнем Востоке война, начатая Израилем в ответ на атаку палестинского движения ХАМАС, усилила раскол в руководстве Евросоюза. Его лидеры, как сообщается, пытаются "синхронизировать" свои позиции и оценки нового кризиса, но разногласия осложнены длинным шлейфом претензий к деятельности президента Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен. Упреков в ее адрес высказывается немало, но главным становится то, о котором предпочитают не говорить на публике – склонность жертвовать интересами Брюсселя в пользу Вашингтона.
Поводом для кризиса отношения западноевропейской политической элиты к президенту Еврокомиссии стала ее незапланированная поездка в Израиль, где ей показали разоренные боевиками ХАМАС кибуцы и трупы мирных жителей и где она произносила речи, не соответствующие официальной позиции Брюсселя. Который, естественно, осудил зверства палестинских боевиков и признал право Израиля на самооборону и наказание виновных в военных преступлениях, но призвал израильтян усмирить свою ярость, соблюдать требования международного права и не подвергать карам мирное население сектора Газа.
Фон дер Ляйен, очень впечатлившись, вероятно, свидетельствами зверств, ничего насчет необходимости соблюдать права человека во время визита не говорила и избыточную жестокость ответных мер Израиля против палестинцев не осуждала. Что было сочтено западноевропейскими политиками и дипломатами, превышением полномочий президента и посягательством на единоличное формирование внешнеполитических позиций.
Пожалуй, еще никогда за время президентства фон дер Ляйен ее не критиковал так жестко весь политический бомонд Брюсселя, а вслед за ним и ключевые общеевропейские издания. Даже непосредственный подчиненный президента, глава внешнеполитического ведомства Евросоюза Жозеп Боррель решился высказаться негативно о поездке и речах фон дер Ляйен.
Находясь в это время с визитом в Пекине (где он поспешил побывать до начала саммита стран участниц инициативы "Один пояс – один путь", на который приехал и президент Владимир Путин), Боррель заявил в комментарии для собственной пресс-службы, что позиция Евросоюза во внешней политике определяется его Советом и общими решениями национальных министров иностранных дел (а не президентом Еврокомиссии).
Боррель, похоже, был в ярости от того, что фон дер Ляйен нарушила протокол и ограничения ее собственных обязанностей, без уведомления и согласования присвоив себе его, Борреля, функции.
"Итак, официальная позиция Евросоюза по любому внешнеполитическому [вопросу] закрепляется – повторяю – руководящими принципами, политическим решением на высоком уровне Совета Евросоюза под председательством президента Мишеля и мною возглавляемым Советом министров иностранных дел", – сказал "глава" внешнеполитического ведомства альянса.
Сам Боррель успехами на своем посту не блистает, один провал следует за другим, и тем больше он нервничает из-за вмешательства президента Еврокомиссии в дела его ведомства. А кроме того, пожилой испанец Боррель недолюбливает американцев, считая их отчасти виновными в том, что фашистский режим Франко так долго тиранил его родную страну. Проамериканский настрой президента Еврокомиссии не может не вызывать у него как минимум сомнений.
Почему фон дер Ляйен не отправят в отставку
Можно не сомневаться, что и упомянутый им Шарль Мишель, состоящий с фон дер Ляйен как минимум в натянутых, а возможно и почти враждебных личных отношениях, крайне недоволен содержанием ее визита в Израиль и постарается использовать этот "прокол" президента Еврокомиссии к собственной пользе, то есть для восстановления своего ранее попранного фон дер Ляйен лидерства в исполнительной ветви власти Евросоюза. И этот конфликт совершенно точно подрывает ее шансы вновь занять высокий пост главы Еврокомиссии после предстоящих летом парламентских выборов альянса.
Вполне вероятно, что фон дер Ляйен рассчитывает на другую должность – ей прочат кресло генерального секретаря НАТО, которое пока еще занимает Йенс Столтенберг, уже дважды уступивший настоятельным просьбам задержаться на посту, вопреки его собственным планам. Так что теперь истечение следующей осенью срока полномочий Столтенберга и срока полномочий фон дер Ляйен в конце лета практически совпадают. Ну, а прочит ее на должность главы военного блока президент США Джо Байден.
В послужном списке президента Урсулы фон дер Ляйен немало темных мест, смущающих западноевропейских политиков. Ее сторонники приписывают президенту такие "исторические" достижения, как организация совместной борьбы стран Европы с пандемией, формирование "зеленой политики" и сохранение "единства" альянса с началом украинского кризиса, стремительное для обычно медлительного Брюсселя продвижение самого длинного в истории списка антироссийских санкций.
Однако в истории сражения с пандемией так и осталось неясным, как и о чем именно договаривалась лично фон дер Ляйен с генеральным директором фармацевтического гиганта Pfizer Альбертом Бурла. Ее электронная переписка и расшифровка телефонных разговоров так и не были найдены, несмотря на неоднократные требования различных дознавателей предоставить им эти документы.
Продуманность многих составляющих "зеленой политики" поставлена под сомнение. А относительно "единства" стран Евросоюза в условиях украинского кризиса есть разные мнения как по части самого единства, так и по части того, что именно фон дер Ляйен, а не, скажем, США и НАТО позаботились об оперативном формировании антироссийского фронта.
Список более четко сформулированных обвинений против президента Еврокомиссии намного длиннее перечня достижений. Из наиболее свежих называют несогласованный визит фон дер Ляйен в Тунис и провал достигнутых там договоренностей.
Решение о начале расследования масштабов субсидирования Пекином производства электромобилей, которые массово продаются в Европе по заметно более низким ценам, чем собственно европейские, фон дер Ляйен, как выясняется, тоже принимала, толком не проконсультировавшись ни с кем из числа промышленников и дипломатов. И этот шаг многими в Евросоюзе, и в первую очередь в промышленных кругах Германии, назван неразумным и опасным, так как может вызвать ответные меры Пекина, что европейским экономикам сейчас совершенно не нужно.
Проамериканские лидеры теряют в Европе доверие
Президента Еврокомиссии уличают в том, что она способствовала "замораживанию" программ реформы продовольственной политики Брюсселя, на восточный манер именуемой "С фермы на вилку", то ли опасаясь накануне выборов злить промышленных аграриев, то ли потому что эта программа сочтена в Вашингтоне вредной для американских экспортеров сельхозпродукции.
Недовольство вызвало и заявленное фон дер Ляйен намерение согласовать с президентом Джо Байденом совместное введение импортных пошлин на ввоз стали и алюминия из стран с "нерыночной экономикой", то есть из Китая.
Таким "хитрым" ходом Брюссель вроде как сможет убедить Вашингтон отменить введенные еще президентом Дональдом Трампом пошлины на европейские металлы. Но "совместная дружба против Китая" неизбежно приведет к тому, что Евросоюз будет втянут в торговую войну двух экономических гигантов и поплатится за это ответными санкциями Пекина. Опять же совершенно ненужными европейским промышленникам.
Перечень претензий к фон дер Ляйен можно было бы продолжить, и даже половины его было бы достаточно, чтобы лидер какой-нибудь особенно щепетильной западноевропейской страны отправился в отставку. Но в условиях такой странной и пока еще не оформившейся "корпорации" как Евросоюз, это практически невозможно.
Ведь президентом фон дер Ляйен стала не по итогам выборов в Европарламент, как не забывают напоминать некоторые его депутаты, а в результате компромиссного соглашения крупнейших государств альянса. Которые на новые тяжкие переговоры в условиях перманентного кризиса да еще и накануне выборов, конечно, не пойдут – даже если демонстранты станут закидывать фон дер Ляйен тухлыми помидорами каждый раз, когда она появляется на улице.
Но конфликт в системе власти Евросоюза имеет смысл рассматривать не только с точки зрения проблемы личных разногласий между главами разных ветвей власти альянса или с точки зрения недовольства авторитарным методом руководства фон дер Ляйен, или противоборства разных лоббистских групп, или уже начинающейся предвыборной борьбы (что-то многовато проблем).
Все большее отчуждение вызывает ее склонность смотреть в рот президенту США Джо Байдену, жертвовать интересами Брюсселя в пользу Вашингтона, в частности, побуждающего Евросоюз вступить в "войну" с Китаем. Говорят об этом в Брюсселе негромко, а пишут о проамериканских взглядах президента Еврокомиссии совсем немного, но нарастающее раздражение явственно ощущается.
Думающая о перспективах Евросоюза часть западноевропейской политической элиты понимает: времена настают такие, что рассчитывать на "трансатлантическое партнерство" особенно не приходится. Например, не отменил же президент Байден уже упомянутые импортные пошлины на европейские сталь и алюминий.
Кто бы ни победил на президентских выборах в США, он, победитель, в условиях глобального геополитического кризиса будет спасать и защищать свою собственную державу, собственную национальную экономику и внешнеполитический авторитет – в том числе и за счет Европы.
Вспышка джихадистского террора из-за затеянного Израилем уничтожения Палестины больно ударит по Европе, а не по защищенным океаном и повышенными мерами безопасности США. Торговая война с Китаем может обернуться новым кризисом для европейской экономики, а не для американской. Украинский кризис и антироссийские санкции больно ударили по Европе, а не по США. В Европе достаточно разумных политиков, чтобы все это понимать и предвидеть сценарии развития ситуации.
Разговоры о "стратегической автономии" Евросоюза, то есть его независимости от США, пока остаются всего лишь разговорами, но они, вероятнее всего, будут набирать силу и даже получат нарастающую поддержку делом. Откровенно проамериканские лидеры, похоже. теряют в Европе популярность и доверие.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.