Мобилизация запустила тектонические сдвиги: обновленная Россия изменит мировой порядок

Мужчина, призванный на воинскую службу в ходе частичной мобилизации в РФ
© Sputnik / Виталий Тимкив

Михаил Кузнецов

Тема: Спецоперация России по защите жителей Донбасса

Новость о частичной мобилизации в России до сих пор остается главным событием в СМИ. Какое же влияние на судьбу РФ и мира окажет это решение?

На фоне продолжающегося противостояния Москвы и глобального Запада на территории Украины Россия приняла решение начать частичную мобилизацию. Несмотря на то, что эксперты из самых разных стран мира оценивали лишь военную сторону этого решения, практически никто не указал на то, что в горниле войны уже сейчас рождается новое российское общество.

Широкий фронт. Зачем России понадобилась мобилизация

Говоря о наиболее важном аспекте мобилизации, нельзя не сказать и о ее чисто военном значении. Как заявил в своем обращении к нации президент России Владимир Путин, в ходе СВО на Украине возникла обширная линия фронта – порядка 1000 км. Такой протяженный фронт требует гораздо большего числа солдат для обороны, не говоря уже о наступательных действиях.

Если бы мобилизация не была проведена, российские вооруженные силы в перспективе оказались бы неспособны вести активные наступательные действия и увязли в обороне, что позволило бы врагу перехватить инициативу.

По разным оценкам, количество действующих военных, задействованных в спецоперации, насчитывает порядка 200 000 человек, чего явно недостаточно для удержания инициативы.

Как отметил глава Минобороны РФ Сергей Шойгу, требуется мобилизовать дополнительно 300 тысяч человек для того, чтобы обезопасить всю линию фронта. Это при том, что противостоит российским войскам по меньшей мере 600–700 тысяч боевиков вооруженных формирований от Украины.

Страна мобилизуется. Как россияне "сцепляются" со страной

После того, как 21 сентября президент России объявил о частичной мобилизации, российское общество забурлило с новой силой. Боевые действия, ставшие рутиной для гражданских, оказались ближе, чем когда-либо. В свою очередь, мобилизация четко дала понять – отсидеться не получится.

Еще в начале спецоперации и перехода противостояния с Западом в горячую фазу говорилось о том, что России, ее обществу и каждому отдельному человеку надо мобилизоваться, подготовиться к непростой борьбе и собрать в кулак свои душевные силы, таланты и работать на благо Родины.

Когда же потребовалась реальная мобилизация, хоть и частичная, российский народ в целом проявил готовность отстаивать интересы Родины с оружием в руках. Люди показали решимость стоять за интересы страны, но неопределенность, неподготовленность к конкретным шагам и смена атмосферы стабильности вызывают напряжение в обществе.

Тем не менее, патриотическое большинство российского народа намерено защищать страну. Так, в военкоматы приходят не только те, кто получил повестки, но и добровольцы, имеющие боевой опыт или недавно отслужившие в армии.

Вместе с этим, те, кто не может идти на фронт, с удвоенной силой продолжили поддержку российских военных. Различные волонтерские фонды и организации собирают средства на закупку тактических комплектующих, гражданских беспилотников, форму, медикаментов и всего, что может облегчить службу российскому солдату.

Так, мобилизация стала продолжением водораздела, отделяющего зерна от плевел в российском народе. С другой стороны, спецоперация и связанные с ней события стали экзаменом для гражданского общества, государственной системы, армии и всех структур, должных функционировать в стрессовых условиях.

Например, в ходе спецоперации российские военнослужащие, проявляя мужество и отвагу, доказывают свое право на особую роль в истории Родины. А гражданское общество не только проходит экзамен, но и формируется в горниле войны.

Россияне столкнулись с необходимостью не только консолидироваться, сохранять спокойствие и самостоятельно "фильтровать" информацию. Гражданскому обществу России пришлось стать инструментом народного мониторинга локальных проблем и генератором конструктивной критики, помогающей власти оперативно реагировать на проблемы на местах.

В частности, в ходе мобилизации в отдельных военкоматах выявилась некомпетентность и попустительское отношение работников к исполнению указов верховного главнокомандующего. Как отметила главный редактор Russia Today Маргарита Симоньян, зафиксированы случаи, когда людей с боевым опытом не брали в войска, а вместо них на фронт отбирали тех, кто не пригоден по состоянию здоровья или возрасту.

Именно в такой конструктивной критике, не скатывающейся в вакханалию антигосударственной истерии, и проявляется российское гражданское общество. Пройдя через трудности, народ осознает свою коллективную ответственность за будущее страны. Те же, кто останутся, от больших начальников до рядовых граждан, будут работать над общими задачами, направленными на защиту интересов России.

Исторический опыт России как урок для настоящего

Впрочем, самому Российскому государству придется измениться вслед за своими гражданами. Как показывает исторический опыт, россияне, проходя через тяготы войны, ждут от государства ответной поддержки, учета своего мнения.

Например, так было и после войны с Наполеоном, во время Первой и Второй мировых войн. Так, победоносная русская армия, вернувшись из Парижа, принесла в страну идеи о необходимости отмены крепостного права. Люди, добывшие своей кровью победу для России, стали серьезным аргументом перед царским правительством. Это в итоге привело к раскрепощению народа.

В Первую мировую войну царский режим оказался не в состоянии оперативно ответить на чаяния людей и потерял с ними связь. Вместо того, чтобы консолидировать народ вокруг себя, Петербург утратил контроль над ситуацией, и умы людей стали уязвимы для революционной агитации.

Общество посчитало, что правительство не в состоянии даровать крестьянам землю, рабочие места и необходимые свободы. Кроме того, было разочарование в командовании. Все это подорвало доверие к царю и развернуло симпатии рабочих, крестьян, солдат и даже дворян в сторону революционеров, которые, не мешкая, воспользовались ситуацией.

С другой стороны, можно взглянуть на позитивный опыт первого послевоенного десятилетия в СССР. Секрет быстрого восстановления Советского Союза заключается в том, что государство смогло подхватить и направить патриотический порыв своих граждан. В кратчайшие сроки решались самые актуальные вопросы: отстраивались города, возобновилось образование, налаживалась мирная медицина, а армия продолжала модернизироваться.

Именно крепкая "сцепка" народа с государством позволила измученной войной стране стать первопроходцем в космосе.

Рождение Новой России не за горами

Сейчас же Россия и ее народ вновь находятся на пороге тектонических сдвигов. Формируясь в жерле войны, российское гражданское общество неизбежно потребует от государства соответствовать. Поэтому уже сейчас крайне важно не допустить утраты доверия к правительству со стороны народа. Необходимо оперативно решать все возникающие проблемы и уделять пристальное внимание запросам людей.

В условиях острого противостояния с Западом российское общество стало более требовательно к самому себе и государству для достижения победы. Большинство случаев проявления некомпетентности людей на местах, недоукомплектованности солдат или задержки гуманитарной помощи на границе быстро становятся достоянием общественности. Властям приходится реагировать.

После победы над врагом эта сплоченность и требовательность российского общества никуда не уйдут. Нельзя будет вновь действовать исключительно командно-административными методами. Государству придется налаживать горизонтальные связи и социальные лифты.

Вместе с тем, обновленная Россия, движимая не только госаппаратом, но и волеизъявлением своих граждан, окажется куда более серьезным игроком на международной арене. Ориентация Москвы на развитие человеческого капитала, рост населения и экономическое развитие сделают государство сильнее и привлекательнее.

Преуспеть нельзя шанс упустить. Где поставить запятую?

Сегодня российская нация переизобретает себя, формируется подлинно цельное и активное гражданское общество. Вместе с тем, она создает запрос и на изменение самого государства. Эти изменения, если произойдут своевременно, откроют новые пути и просторы для российского развития. В первую очередь, внутреннего.

Подобный импульс неизбежно отразится на позициях Москвы на международной арене. Повысится не только эффективность армии и дипломатии, но и экономическая привлекательность Российской Федерации. Страна станет витриной нового светлого будущего без американской гегемонии.

Сейчас Россия стоит на пороге глобальных изменений, и важно не упустить уникальный исторический шанс обновить государство, его архитектуру. Если же это не будет сделано, государство рискует столкнуться с отчуждением и недоверием со стороны собственного народа.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме