Решение вильнюсского горсовета окончательно: шести каменным стелам времен Литовской ССР, символизирующим военнослужащих всех родов войск Красной армии, недолго осталось охранять вечный сон погребенных в братских и одиночных могилах "Антоколя".
Осенью чиновники пригонят на кладбище тяжелую строительную технику, и монументы из светло-серого гранита высотой в 6,2 метра отправятся на задний двор хозяйства коммунальщиков.
Суждено ли памятникам возвратиться на постаменты или в истории можно ставить жирную точку? 100% гарантий не могут дать даже вандалы из числа боссов столичного самоуправления, хотя им очень хотелось бы стереть гранит в пыль.
Дело в том, что в жизни литовского государства на современном геополитическом фоне возможны любые, самые радикальные преобразования. По меньшей мере около 25% населения верят в животворящую силу Российской Федерации как страны-миротворца.
Из истории мемориала
Николай Жуков среди журналистов Литвы лучше других знает советскую историю воинского кладбища "Антоколь" – именно так оно называлось полторы столетия, пока в 70-е годы минувшего века его не олитовили до "Антакальнис". Вот что рассказывает Жуков:
"С 9 июля 1944 по 1945 годы погибших в боях хоронили на поляне у кладбищенских ворот, а умерших в госпиталях – собственно на территории нынешнего мемориала. В 1951 году архитекторы Лев Казаринский и Анатолий Колосов установили в центре долины гранитный обелиск, у подножия которого 9 мая был торжественно воспален Вечный огонь. Его, к слову, доставили из Ленинграда с Марсова поля".
Далее события развивались по следующему сценарию. В 1976-1984 годах по проекту архитекторов Римантаса Дичюса, Игнаса Лаурушиса, Салвияны Вайчайтите команда инженера Арвидаса Гражиса провела реконструкцию захоронений, а скульптор Юозас Бурнейка создал величественный мемориальный комплекс, открытый в канун 40-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
"Мы вправе вести речь не только о дикарском отношении оборзевших от безнаказанности русофобов государственного и муниципальных уровней к исторической памяти нескольких поколений, но и об абсолютном неуважении к трудам представителей титульной нации. Ведь сотрудники группы реконструкторов – архитекторы, инженеры, строители и скульпторы – были литовцами. Работали они не только ради денег, как это принято в стране нынче в условиях полной деградации государственных управленческих звеньев", – считает Сергей Резник, руководитель Ассоциации граждан РФ, постоянно проживающих в Литовской республике.
Здесь не Нарва, протестовать некому
Небеса сочли возможным на одной линейке разместить сразу три события: крысиные планы по демонтажу монументов в Вильнюсе и Риге плюс уничтожение танка Т-34 в эстонской Нарве.
Почему крысиные? Эстонская полиция вынужденно ограничила движение в Нарве, опасаясь беспорядков, но протесты случились. МВД задержало восемь противников варварской акции. Пограничники временно закрыли погранпереход в Иван-город, опасаясь наплыва из России защитников "тридцатьчертверки", но они прошли через соседние международные КПП.
В Риге по-воровски убирают Памятник освободителям. Напуганным городским "думцам" внимание со стороны горожан ни к чему. В Вильнюсе в июле 2015 года ночами снимали скульптурные композиции с многострадального Зеленого моста. Нет сомнений, что демонтаж монументов на воинском кладбище пройдет по такому же сценарию. Мэр Ремигиюс Шимашюс убеждает: исключительно ради удобства и спокойствия вильнюсцев.
"Негодяи понимают, что вершат преступления. Самим страшно, вот и камуфлируют неблаговидные делишки покровом ночи", – сказал корреспонденту Baltnews литовский диссидент Юриюс Субботинас.
По его словам, бандитская кодла, возглавляемая фашиствующим градоначальником, напрасно опасается возмездия: в столице Литвы некому встать на защиту монумента, установленного в честь воинов действующей армии, партизан и подпольщиков, сложивших головы при освобождении Вильнюса.
Власти русскоязычной Нарвы сочли решение правительства Эстонии о демонтаже танка-памятника незаконным. Жители протестуют: "Убрали Т-34? Мы заменим его на более современную модель". К постаменту несут цветы и свечи несмотря на все усилия идеологической шушеры и МВД.
В Латвии антифашисты устанавливают личности всех, кто причастен или будет причастен к уничтожению памяти о солдатах, офицерах, генералах и партизанах, павших во время войны и после нее в боях с нацистами.
В Литве – тишина. Здесь депутаты муниципалитетов единогласно принимают решения о сносе памятных символов. В Вильнюсе даже выдвиженцы такой – на словах – оппозиционной партии, как "Избирательная акция поляков Литвы" (в том числе русские, избранные голосами русскоязычных виленчан), засунули в момент голосования языки сами догадываетесь, куда.
Некоторые члены умершего естественной смертью Координационного совета российских соотечественников (КРСРСЛ) уныло разводят руками: "В Латвии и Эстонии много активной, пророссийски настроенной молодежи. В Литве таких единицы".
Автор не является членом КРСРЛ и не имеет права критиковать его былую деятельность. Но высказаться может: следовало заниматься работой с молодежью, товарищи, а не старательно взращивать и приближать к себе заведомых власовцев, которые нынче активно выступают против вас самих.
Впрочем, бездеятельность и бездуховность "активных соотечественников" в Литве – отдельная, громадная и болезненная тема. Вот выиграем открытое противостояние с западным миром – тогда и займемся ею.
А на последок я скажу
В 77 годовщину завершения Второй Мировой войны, 3 сентября, горстка неравнодушных горожан, представители посольств России, Белоруссии и КНР в последний раз проведут возложения цветов и венков к монументу на кладбище "Антоколь".
Люди с неатрофированной памятью помнят историю, но они бессильны перед чиновничьим произволом. Особенно, когда уз уст наследников кочегаров Освенцима звучат утверждения о том, что братские и одиночные могилы останутся в неприкосновенности вместе с установленными на них памятными плитами.
"Эксперты установили, что гранитные изваяния не имеют прямого отношения к захоронениям, являются символическими, поэтому закон не препятствует их демонтажу. Статуи будут отправлены на длительное хранение", – такое разъяснение распространил столичный горсовет, чтобы предупредить возможное недовольство жителей.
Какой именно окажется судьба скульптур, предугадать несложно. Это мы уже проходили на примере очищения общественных пространств от памятников В.И. Ленину и генералу И.Д. Черняховскому.
Напоследок зададимся натуральным вопросом: не в варварстве ли сокрыт ключ к пониманию "нелояльности русских колонистов и оккупантов", как нынче модно говорить в Литве? Но как уважать государство, которое при каждом удобном случае плюет в душу части собственного населения и при этом цинично рассуждает о "силе в единстве"?
В частности, именно единство жителей имел в виду, например, президент Гитанас Науседа, 2 мая поздравляя православных христиан с Пасхой:
"Пусть чудо Воскрешения принесет в каждую семью веру в будущее, любовь и взаимопонимание. Пусть эта хорошая весть вдохновляет и объединяет нас всех".
Аналогичных заявлений в публичном пространстве Прибалтики с звучит с избытком. Однако почти 100% среди них – лживые слова руководителей разных ступеней, "бла-бла-бла" и откровенное развешивание идеологической лапши.
"Глава Литовского государства предлагает мне, человеку порядочному, встать в один ряд с мэром-нацистом Ремигиюсом Шимашюсом?" – в свою очередь любопытствует правозащитник Субботинас. Он на такое единство не подписывается и в этом решении далеко не одинок.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.