По данным департамента миграции (ДМ), в России постоянно живут 3100 граждан с литовскими корнями, подтвержденными соответствующими документами.
По другим данным, только в Калининградской области таких не менее 30 000, а общее количество по РФ может достигать 100 тысяч человек с учетом здравствующих родственников переселенцев, вывезенных в Сибирь и на Дальний Восток Империи после польских восстаний 1830–1831 и 1863–1864 годов. Хозяйка ДМ Эвелина Гудзинскайте признала, что ее ведомство не в состоянии подтвердить или опровергнуть альтернативные цифры.
"В Конституции 1992 года указано, что каждый литовец имеет прирожденное право жить в Литве. Исключений нет. Мы лишь обязаны соблюдать закон", – рассказал корреспонденту Baltnews бывший председатель Конституционного Суда Витаутас Синкявичюс, незыблемый авторитет в области толкований Основного закона. А в законе о гражданстве четко оговорено: человеком с литовскими корнями нужно считать каждого, если хотя бы один из родителей или один из дедушек/бабушек являлся гражданином/жителем Литвы до 14 июня 1940 года.
"Добро" на свою голову
Ни с кем не советуясь, МВД решило открыть границы для россиян с документами, подтверждающими их "летувибе", то есть прямую связь с Литвой. Тем, у кого нужных "папер" на руках нет, предстоит обращаться за ними в посольство в Москве. Процесс может занять до полугода.
У решения Агни Билотайте нашлось много противников, мотивировавших свою позицию соображениями национальной безопасности. "Неспокойно на душе, – заявил прессе экс-министр иностранных дел Аудронюс Ажубалис. – Наверняка страну наводнят агенты российских спецслужб, ФСБ, ГРУ и других. МВД новые правила для части граждан РФ хорошо бы принимать после длительных консультаций на разных уровнях, в том числе в парламентском комитете по национальной безопасности и обороне, чего сделано не было". Так серьезные вопросы, связанные с нацбезопасностью не решаются, убежден Ажубалис.
Скороспелое решение МВД создало патовую ситуацию. "Придется проверять каждого. Способны ли наши службы на такое? Давайте думать, что способны", – тревожится популярный и близкий к руководству госбезопасности дипломат Альбинас Янушка.
С ним согласен директор службы охраны госграницы (СОГГ) Рустам Любаев. Вопрос у генерала всего один – где размещать прибывших россиян, пока спецслужбы будут заняты их проверкой? "У СОГГ возможностей предоставить временное жилье нет", – отрезал генерал. Его поддержали руководители иных ведомств, которых можно бы привлечь к размещению приезжающих, но которым очередной хомут нужен, как дырка в мосту.
Вопрос остается подвешенным. Спасает подчиненных Любаева лишь тот факт, что с момента объявления частичной мобилизации ни один гражданин РФ не попытался скрыться в Литве.
Чей Крым?
Если смотреть на ситуацию сквозь широкую призму, то Вильнюс уделяет чрезвычайно много одностороннего внимания объявленной в РФ частичной мобилизации. Повторимся: хотя ни один россиянин из подлежащих призыву не обратился к Литве с просьбой приютить, защитить и спасти, ежедневно появляются новости с претензиями на провинциальную сенсацию.
"В Калининграде в первую очередь призывают этнических литовцев". Или "В Сибири гражданин Литвы с видом на жительство в РФ получил повестку". "Только через КПП "Верхний Ларс" из России в Грузию за неделю убежали 100 000 мужчин призывных возрастов". И так далее в том же дешевом пропагандистком ключе.
Новостной поток по сути – незатейливая брехня. Например, 100 тысяч в неделю означает, что через российско-грузинскую границу следует по 595 человек в час или по 10 в минуту. Если верить СМИ Литвы, только 6 секунд погранконтролеры двух стран тратят на оформление одного паспорта, что ни физически, ни технически невозможно. Подтвердить может каждый, кому хотя бы раз приходилось иметь дело с пограничниками в любой точке мира.
Если говорить о литовских, они уже разработали для соплеменников из РФ опросник, с помощью которого на лояльность надеются прощупать приехавшего. Среди вопросов превалируют совсем уж тупые: "ваше отношение у внешней политике Кремля", "вы за или против спецоперации на Украине", "являетесь ли вы патриотом России" и тому подобный бред.
Нужно быть очень тонким психологом, чтобы уловить неискренность отвечающего. Хорошо, если на всю СОГГ имеется хотя бы один таковой. Поэтому ярые защитники стерильности Литвы предлагают при опросах использовать детекторы лжи. Мол, технику не обманешь, много качественней окажется результат просеивания. Но опять мимо, поскольку использовать полиграф закон разрешает только при расследовании особо резонансных уголовных дел и только в исключительных случаях.
"Мы отлично понимаем, что интерес к литовским корням у части граждан РФ может проснуться не из-за вспышки патриотических чувств. Наверняка никто не приедет на постоянное жительство, но получить возможность свободно путешествовать по Европе сегодня дорогого стоит. Литва непременно столкнется с таким чисто меркантильным интересом", – полагает бывший судья Конституционного судья Витаутас Синкявичюс.
Ворота на замке, калитка нараспашку
Как известно, Варшава, Таллин, Рига и Вильнюс отгородились от российских туристов, активировав 19 сентября запрет на въезд в свои страны. Идея проста: "путешествия по ЕС – это не право, а привилегия; нельзя поддерживать агрессию РФ на Украине и одновременно отдыхать на европейских курортах; все граждане России несут коллективную ответственность за военные преступления своего руководства".
С 20 сентября пограничники Литвы ежедневно разворачивают до 20 граждан РФ. Их поток сократился примерно на 1/3, с 3000 в сутки до 2000, и в основном состоит из жителей Калининградской области, следующих транзитом железнодорожным и автомобильным транспортом.
Еврочиновники, к слову, не в восторге от прибалтийско-польских инициатив. Шеф европейской дипломатии Жозеп Боррель назвал "неудачной идею запрета на выдачу шенгенских виз всем гражданам России". Испанец продолжает настаивать на соблюдении правила избирательности. Ему возражают: "Туристы из России представляют реальную угрозу для безопасности стран региона Балтийского моря".
Начав мыслить бинарными категориями "право/привилегия" в отношении граждан РФ, предводители прибалтийских русофобов окончательно скатились к откровенно расистской политике. Международные нормы для них, обязательства, соглашения – уже давно не авторитет. Правящие верхушки нынче руководствуются исключительно националистическими установками.
Уже в день объявления частичной мобилизации в России литовское правительство Ингриды Шимоните приняло решение ни при каких условиях не принимать "уклонистов". Позицию кабинета поддержали в президентуре. Гитанас Науседа недвусмысленно заявил: если хотят спасти себя от мобилизации и от участия в боях на юго-востоке Украины, пусть протестуют, критикуют решения власти, раскачивают регионы РФ, идут на штурм Кремля.
Депутаты парламента будто с цепи сорвались: "На митинг "Своих не бросаем" в Москве в поддержку референдумов в Донецкой и Луганской народных республиках, Херсонской, Запорожской областях пришли около 50 тысяч человек. А против мобилизации протестовали единицы. Мы дезертирам ничем не обязаны и принимать их не собираемся. Пусть решают свои проблемы самостоятельно".
Согласитесь, на этом фоне желание главы МВД Литвы сохранить ворота запертыми, но приоткрыть калитку для "олитовленных" выглядит мало логичным. За две минувшие недели, повторимся, никто из россиян не приехал. Рассчитывать на массовую иммиграцию с востока не приходится. К чему тогда канитель?
Возможно, Билотайте хотела в зоне своей компетенции смягчить отношения с Брюсселем или должным образом откликнулась на критику Вашингтона, не приветствующего запрет на въезд для российских туристов. Но о судьбе граждан РФ, будь они с литовскими корнями или без таковых, чиновники 100% думали меньше всего и в последнюю очередь. Это очевидно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.