ООН превращается в "говорильню". Что с этим можно сделать?

Министр иностранных дел России Сергей Лавров (в центре) на заседании Совета Безопасности ООН в Нью-Йорке, 24 апреля 2023
© AFP 2024 / TIMOTHY A. CLARY

Анна Кузнецова

Реалии на международной арене изменились, а институты – нет. В этой связи в политических кругах заговорили о трансформации ООН. Вопрос, однако, в том, какой именно она должна быть.

Политические деятели снова заговорили о реформе мироустройства и системы безопасности – в частности, о том, что Организация Объединенных Наций нуждается в реформах. Новый виток дискуссий на эту тему начал премьер-министр Индии Нарендра Моди. 

"[ООН] не отражает реалии дня сегодняшнего. Организации, основанные в XX веке, не отражают действительность века XXI. Вот почему необходимо реформировать такие большие институты, как ООН", – такое мнение высказал премьер Индии.

Моди также отметил, что организации следует "стать голосом Глобального Юга", иначе она рискует "остаться лишь говорильней".

В свою очередь, о реформе высказался генсек ООН Антониу Гутерриш 21 мая 2023 года в последний день работы саммита "Большой семерки" в японской Хиросиме. Он полагает, что следует привести Совет безопасности и институты Бреттон-Вудской системы в соответствие с "реалиями сегодняшнего мира". 

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и вовсе подчеркивал, что "мир больше пяти", а значит, настало время преобразовать Совбез ООН. 

Фактов, свидетельствующих о необходимости преобразований в организации, за один только последний год накопилось предостаточно. Российское руководство неоднократно заявляло, что страны Запада используют площадку организации для продвижения антироссийских инициатив. В частности, Секретариат ООН не осудил намерение Великобритании поставлять на Украину боеприпасы с обедненным ураном.

В МИД РФ по этому поводу сказали следующее: "Складывается впечатление, что в Секретариате ООН заранее готовы "закрыть глаза" на любые действия "коллективного Запада" в поддержку киевского режима, несмотря на то, что они могут иметь серьезные последствия, в том числе с точки зрения радиологической опасности". 

Помимо этого, неоднократно случались так называемые "визовые инциденты". К примеру, в прошлом году Франция не выдала представителям РФ визы на мероприятие ЮНЕСКО в Париже. "Призываем французскую сторону прекратить использовать оказанные ей международным сообществом доверие и честь принимать у себя спецучреждение системы ООН в своих интересах", – подчеркнули в российском МИД. 

Примечательна реакция ООН и на взрыв в Санкт-Петербурге, где погиб российской военный корреспондент Максим Фомин, известный как Владлен Татарский. В организации выразили обеспокоенность и заявили, что ждут больше информации об обстоятельствах случившегося. 

"Обеспокоены? Ждут большей информации? В офисе Генсека не осталось профессионалов, что ли? Мне кажется, информационный центр ООН в Москве действует исправно. В Питере произошел теракт, убит журналист, десятки пострадали, все это на фоне многолетних призывов спонсируемой Вашингтоном киевской хунты к убийству граждан России. Идите и работайте, ждуны в офисе Генсека", – отреагировала официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.  

Особое внимание следует уделить и "зерновой инициативе" – соглашению между Россией, Украиной, Турцией и ООН. Ее цель – вывоз украинского зерна на мировые рынки, особенно в голодающие страны, и снятие препятствий по пути российского сельскохозяйственного экспорта. Последним должна заниматься международная организация.

Однако основная доля поставок поставлялась не в бедные государства, а в довольно обеспеченные и развитые: Турцию, Китай, Испанию и Нидерланды. Кроме того, Россельхозбанк, который ранее обслуживал российские поставки зерновых и удобрений, был отключен от международной банковской системы SWIFT. В итоге российские суда с удобрениями оказались заблокированы в европейских портах. Получается, что ООН не выполнила заявленные требования.

ООН, напомним, была создана в 1945 году по итогам Второй мировой войны. Естественно, с тех пор произошли определенные изменения, что признается, в частности, Нью-Дели и Москвой. Появились новые крупные государства, центры силы. Они претендуют на более заметные позиции на международной арене, в том числе в рамках ООН. К таким странам относится Индия, рассказал Baltnews ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Александр Орлов. Однако он не согласен с тем, что ООН прямо сейчас нуждается в реформировании. 

– Моди высказал немного завышенную позицию. В своем интервью он обратил внимание на то, что ситуация в мире нестабильная. Но главный вопрос – почему это происходит? Существует устоявшееся выражение, что ООН – это зеркало международных отношений, то есть какие они, такова и организация. Моди призывает к реформе ООН, что является широко обсуждаемым тезисом. 

Но следует задаться вопросом: каким образом преобразовать ООН? В центре этого, по устоявшемуся мнению, должно стать реформирование Совета Безопасности. По уставу организации он несет особую ответственность за поддержание международного мира и безопасности: кризисные ситуации и конфликты рассматриваются этим органом.

В том виде, в котором существует Совбез сейчас, это, возможно, один из самых важных продуктов развития международных отношений.

– Однако с украинским конфликтом ООН ничего поделать не может, чем тогда она лучше Лиги Наций?

– Почему потерпела неудачу Лига Наций, которая была предшественницей ООН? Там не было механизма, который существует в Совбезе – он называется единогласие его постоянных членов или право вето.

Право вето – это инструмент для нахождения баланса и компромисса в международных делах, в частности, при решении кризисных ситуаций. Если его не будет и все пустить по пути большинства голосов, то ООН тут же превратится в Лигу Наций. Моди употребил слово "говорильня". Лига Наций на исходе своей деятельности и превратилась в некую говорильню, не смогла предотвратить Вторую мировую войну. А это было главное предназначение, ведь она была создана по итогам Первой мировой войны. Задача ООН – в этом же.

– Что под реформой Совбеза понимают Запад и Россия?

– Все хотят его расширить. Сейчас там пять постоянных членов (Россия, КНР, США, Великобритания и Франция) и десять непостоянных. Совету Безопасности нужно быть компактным, чтобы стать эффективным. Дискуссии о его превращении в мини-Генассамблею ООН чреваты тем, что все будет забалтываться.

Позиция России заключается в том, что допустимо увеличение органа в обеих категориях его членов – постоянных и непостоянных. Если говорить о первых, то кого хочет видеть Запад? В данном случае Запад ассоциируется с США. Прежде всего, своих сателлитов – Германию и Японию. Для плюрализма допускается еще Индия, чья кандидатура всеми поддерживается, или Бразилия.

Москва настаивает на том, что Совбез можно увеличить в категории постоянных членов, но туда нужно включить новые центры силы, которые представляли бы Азию, Африку и Латинскую Америку. Африка должна сама определиться, кого выдвинуть. Есть два претендента – ЮАР и Египет.

Почему Российская Федерация критически относится к кандидатурам Германии и Японии? Причина проста: в Совбезе должны быть представлены страны, которые имеют свою позицию. Эти государства будут как попугаи повторять все, что им скажет Вашингтон.

Так являются ли Берлин и Токио в полной мере самостоятельными, что требуется для постоянных членов Совета Безопасности? На территории Германии находится американская база "Рамштайн". На японском острове Окинава дислоцируются боевая авиация и самолеты-заправщики. И там, и там размещены десятки тысяч иностранных военных, оружие.

Самое главное, что ни Германия, ни Япония не контролируют эти территории. У этих баз особый статус. В рамках стран, которые претендуют быть постоянными членами Совбеза, находятся значительные военные объекты. Сначала они должны хотя бы обрести суверенитет над собственной территорией.

Есть еще аспект, который всех волнует – право вето. Его сохранение является центральным элементом практически любой реформы. Получали ли его новые постоянные члены, или оно будет для них ограничено? Что касается нынешней пятерки, то они, согласно уставу организации, должны сохранять свой статус. Это в интересах любых государств, потому что Совет Безопасности не должен принимать решения, которые бы шли вразрез с интересами постоянной пятерки.

Сейчас такая ситуация, когда РФ находится в тяжелом положении, на нее давит Запад. Но были времена, когда в таком положении находились США. Это было в 1970-1980 годы, когда произошел процесс деколонизации. Тогда в ООН влилось очень много новых независимых государств. Вашингтон был в полной изоляции на сессии Генассамблеи. Против каких-то антиамериканских резолюций голосовали только США и еще пара-тройка их железобетонных сателлитов типа Израиля и Маршалловых Островов.

У позиции РФ и Индии по реформе ООН есть много совпадающих элементов. Среди них – реформирование Совета Безопасности должно ориентироваться на широкий консенсус членов ООН и не быть плодом навязывания одной группы государств другой.

Принцип нахождения общего согласия лежал, допустим, в основе процесса создания ООН. При наличии политической воли можно договориться по самым сложным вопросам. Российская дипломатия, как и советская раньше, конструктивна. В основе – баланс интересов, который бы удовлетворил все государства.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме