Спасая Урсулу фон дер Ляйен: кто определил эстонку Кадри Симсон на роль "стрелочника"

Кадри Симсон

Алексей Языков

Тема: Европа без российского газа

Как эстонский комиссар Еврокомиссии вдруг оказалась виновной в попытке обмана стран альянса в деле об ограничении цен на природный газ.

Представитель Эстонии в Европейской комиссии стал, вероятно, самым несчастным из комиссаров, самым критикуемым и самым близким к отставке. Могла ли неопытная в "гроссполитик" Кадри Симсон себе представить, как ее непосредственный начальник, президент Урсула фон дер Ляйен, сделает из нее в "козу отпущения". Сама глава исполнительной власти альянса, прежде лично занимавшаяся проблемами энергоресурсов, вовремя отошла на второй план, оставшись за кадром скандала.

Именно эстонке Кадри Симсон выпало представить европейским правительствам план введения спорных предельных цен на природный газ, который вызвал бурю возмущения буквально у всех, кто с ним ознакомился. Как у тех, кто требовал ограничить цены, так и у тех, что был против таких мер.

Поскольку у проблемы высокой рыночной стоимости газа нет и не может быть удобного для всех решения, комиссар Симсон была обречена стать объектом критики и насмешек. В тот момент, когда она зачитывала текст разработанного Еврокомиссией проекта директивы об учреждении механизма регулирования цены, президент фон дер Ляйен лишь номинально присутствовала при этом фиаско.

Ранее президент персонально выступала в связи и по поводу проблем энергообеспечения Евросоюза. Так, это она в начале октября заявляла, что попытка ограничить рыночные цены на природный газ будет ошибкой, поскольку в этом случае возникнет неоправданный риск "сломать" рынок, взвинтить мировой спрос на газ и подорвать способность Европы его покупать. Комиссар Кадри Симсон ей вторила.

Еврокомиссия не была против ограничения цен на российский газ посредством введения против Москвы новых санкций, но сорвала первую попытку группы из 15 государств альянса во главе с Францией поставить вопрос о "предельной цене" на голосование в Совете Евросоюза. За что была обвинена в подыгрывании интересам Берлина, который возглавляет группу противников вмешательства в работу газового рынка и считает, что проблему заоблачных цен на энергоносители следует решать посредством субсидий и иных форм финансовой помощи потребителям.

Кто-то должен был быть назначен на роль "стрелочника"

Надо думать, отношение Брюсселя и национальных правительств к идее введения предельной рыночной цены на газ определяется, в том числе, и тем, располагает ли данный конкретный участник возникшего конфликта возможностью среднесрочного экономического прогноза, то есть имеются ли у него в распоряжении эксперты, способные просчитать все последствия настолько радикального вмешательства в дела рынка и возможную реакцию поставщиков газа.

У могущественной Еврокомиссии и у Берлина они, несомненно, имеются, а вот, скажем, у непонятно зачем вошедшей в "группу 15" Эстонии – точно нет. Но как бы стороны спора не доказывали каждый свою правоту, перевес сил сложился не в пользу противников ограничения цен.

Разразившийся скандал, практически не замеченный, вероятно, в Таллине, который сейчас озабочен лишь предстоящими парламентскими выборами и выдумыванием новых способов ущемить Россию и русских, вынудил фон дер Ляйен уступить. Генеральный департамент Еврокомиссии по делам энергетики, курируемый комиссаром Кадри Симсон, взялся за разработку статуса и механизма применения "ограничителя цены".

Трудно сказать, понимала ли Кадри Симсон, принимая назначение на должность главы генерального департамента энергетики альянса, что ее ожидает непреодолимые трудности. С энергетикой альянса и поставками природного газа уже тогда, в 2019 году, дела обстояли не лучшим образом, и было достаточно ясно, что проблемы будут нарастать. Как и почему неопытная в большой брюссельской политике (да и в энергетике тоже) эстонка Симсон была назначена именно на этот "горячий" пост, тоже не очень ясно, но очевидно у фон дер Ляйен были на то веские причины.

Генеральный департамент энергетики был усилен кадрами, матерыми отраслевыми управленцами, а самой Симсон определили кураторов в лице опытных в брюссельских политиках и интригах комиссара Мароша Шефчовича (на первых порах) и вице-президента Еврокомиссии Франса Тиммерманса.

Но вот настал момент, когда неизбежный, давно ожидавшийся кризис доверия к энергетической политике Еврокомиссии разразился в полную силу, ее заставили пересмотреть свое прежнее решение и все же представить проект урегулирования проблемы высоких цен на газ. И Кадри Симсон, обычно не очень заметная на брюссельском властном "Олимпе", оказалась в центре внимания, под прицелом объективов многочисленных камер и в эпицентре скандала.

Комиссар Симсон была обречена стать объектом критики

Президент фон дер Ляйен, очевидно, не отступилась от уже сложившегося в Брюсселе решения не лезть в работу рынка природного газа и не создавать проблем в отношениях с их ныне, после ухода России, ключевыми поставщиками – с США и Норвегией. А потому подготовленный, несомненно, под ее надзором, но представленный Симсон проект решения, был заведомо обречен на высмеивание и сокрушительную критику, поскольку стал лишь формальной уступкой "группе 15". Применить подготовленный план практически невозможно.

Механизм ограничения цены предлагается использовать при повышении стоимости месячного газового фьючерса по голландскому газовому хабу TTF (ключевая в Евросоюзе отраслевая торговая площадка) до уровня 275 евро за мегаватт-час и только в том случае, если такая цена продержится более двух недель и если разница между ценой TTF и мировой ценой на сжиженный газ составит 58 евро и более.

Обилие "если" уже говорит само за себя, но, как отмечают многочисленные критики предложения Еврокомиссии, даже на пике стоимости газа в минувшие месяцы кризиса эти критерии вмешательства не были бы соблюдены. И они не могут быть соблюдены в будущем, если конечно тайные апокалиптические прогнозы Брюсселя не говорят о том, что впереди новый, катастрофический скачок цен на энергоносители. Многие эксперты называют предложение Брюсселя, то есть как бы комиссара Кадри Симсон, "смехотворными", "лицемерными" и даже "издевательскими".

"Это предложение – "шутка", – цитируют европейские издания исследователя экономического аналитического центра Bruegel Симона Тальяпьетра. – Проблема не в Еврокомиссии, а в государствах Евросоюза, которые продолжают настаивать на том, что просто не может быть выполнено".

"Теперь у нас есть потолок, у которого нет потолка. Брюссельский потолок", – приводят журналисты слова Хавьера Бласа, обозревателя по делам энергетики Bloomberg. "Эта мера "никоим образом не защищает от "слишком быстрого" роста цен на газ в Европе", – комментирует для прессы Николя Голдберг, старший менеджер по энергетике консалтинговой фирмы Colombus.

Такими высказываниями полны критически настроенные европейские средства массовой информации. И кто же выглядит наиболее виновным в эскалации скандала, разногласий между странами альянса из-за энергетического кризиса? На всех фото – эстонка Кадри Симсон. А у президента фон дер Ляйен и без того хватает проблем. Зачем ей еще и обвинения в лицемерии в "деле об ограничении цен на газ".

Кроме того, следует помнить о том, что Кадри Симсон представляет в Брюсселе не только Эстонию, которая косвенным образом "подставила" ее, по непонятным причинам присоединившись к "группе 15", выступившей вразрез мнению Еврокомиссии, но и ныне оппозиционную правительству страны Центристскую партию. Нынешнему правительству Эстонии, вполне вероятно, не нравится, что в Брюсселе сидит именно центристка Симсон.

Предстоящие выборы и позиция Таллина (явная или закулисная), возможно, сыграли свою роль в том, как фон дер Ляйен обставила презентацию "ограничения цен на газ". Так это или нет, знает лишь сама президент Еврокомиссии.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме