В европейских СМИ в последнюю неделю, говоря об энергетике Старого света и способах борьбы с энергокризисом, все чаще обсуждают две темы. Первая – введение внутри ЕС потолка цен на газ, необходимый для генерации. Вторая – успешное заполнение по графику (даже с опережением) подземных хранилищ газа (ПХГ).
Эти темы, надо признать, действительно достойны внимания, причем как для населения из богатой Германии, так и для людей, живущих на окраине Евросоюза, включая балтийские страны.
Запретим высокую цену на газ. Может быть
Начиная с лета 2022-го политики из нескольких стран ЕС стали публично поднимать тему необходимости жесткого регулирования стоимости "голубого топлива". В июне премьер-министр Италии Марио Драги на саммите G7 предложил обсудить тему о введении потолка цен на российский газ. В августе такие же тезисы стали звучать и от других итальянских политиков.
Некоторые даже считали, что подобный механизм регулирования на энергетическом рынке страны надо включать максимально срочно. К примеру, секретарь левой Демократической партии Энрико Летта заявил, что считает нужным принять такие меры как можно быстрее, не дожидаясь других стран ЕС. Правда, никто так и не пояснил доходчиво, как Рим будет заставлять (просить, угрожать, нарушать условия контракта с "Газпромом"?) Москву эту цену снизить. Если же Драги и другие итальянские чиновники хотели снизить цену газа уже непосредственно внутри страны, то не ясно, за чей счет. По этой причине в Евросоюзе в начале лета мало кто откликнулся на подобные предложения.
Параллельно с этим неоднократно звучали призывы ограничить стоимость газа и из Австрии. Правда, канцлер Карл Нехаммер несколько раз за последние месяцы говорил не только об ограничении цены "голубого топлива" из РФ, а вообще любого по происхождению газа, если он используется для генерации энергии в Старом свете. Особенную настойчивость проявил Нехаммер в конце августа.
"Рыночную цену на энергию нужно снизить, она должна быть отделена от газа, чтобы приблизить стоимость к фактическим производственным затратам", – сказал премьер-министр Австрии. Снизить, может и надо, но "приблизить стоимость к фактическим затратам"?! Вот тут политик сделал очень нехорошую (сознательно или нет – покажет время) логическую ошибку.
Практически 80% промышленности и отопления Австрии функционируют именно за счет газа из РФ, это верно. Но страна потребляет энергию и для других отраслей, и если в сумме посмотреть на источники генерации государства, то оказывается, что гидроэнергетика занимает львиную долю во всем энергобалансе.
Ветер и солнце в сумме обладают долей в генерации Австрии лишь на 5% меньше, чем доля газа. Нехаммер хочет "приблизить стоимость энергии к фактическим затратам"? Тогда потребители должны привыкать платить за экологически чистое электричество, включая поставки гидроэлектростанций (которые в условиях жары дают мало энергии, что автоматически делает ее дорогой).
Одно дело – недешевый газ во время энергокризиса, который, если помириться с РФ, будет по вполне терпимой цене (как в случае с Сербией или Белоруссией), но совсем другое – платить за "зеленую" энергию, которая дорогая всегда. То ли австрийский канцлер допустил ошибку, то ли готовит население к тому, что стоимость электричества будет всегда такой дорогой.
И толку тогда в потолке цен на газ, если потребители будут платить "фактическую" цену за энергию от возобновляемых источников энергии (ВИЭ)? Нет, конечно, можно сделать стоимость электричества для населения дешевой, а все расходы переложить на предприятия, его вырабатывающие.
Выходит, компаниям, генерирующим "зеленую" энергию, нужно работать себе в убыток? Это невозможно, они быстро обанкротятся. Более того, "ветряки" и солнечные панели и так сидят на субсидиях. Можно, конечно, все равно заставить их работать в убыток, а параллельно выдавать им еще больше дотаций. Но в таком случае придется вынимать из бюджета страны колоссальные суммы.
Несмотря на все эти противоречия и недосказанность со стороны Италии и Австрии, идея о "потолке" цен для газа в ЕС сегодня набирает обороты. В конце августа министр промышленности Чехии Юзеф Сикела заявил, что на экстренном энергетическом совещании 9 сентября Чешская Республика предложит на рассмотрение странам ЕС новые механизмы для ограничения цен на газ, используемый для производства энергии. Примечательно, что Йозеф Сикела, описывая методы снижения таких цен, не исключил "интервенций на рынок, чтобы избежать сбоев и скачков цен".
Практически сразу Чехию поддержала Бельгия, заявив, что считает правильным устанавливать предельные цены для газовых и электрических хабов Евросоюза и даже при необходимости вообще останавливать торговлю в случае "иррационального поведения рынка". Переводя с дипломатического: "Прощай, свободный энергетический рынок Европы, здравствуй, жесткое регулирование".
Чтобы не было сомнений, достаточно посмотреть на заявление главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен 29 августа на Стратегическом форуме в Словении. Она прямо сказала: "Европейская комиссия работает над экстренным вмешательством на рынке электроэнергии, чтобы ограничить ущерб от резкого роста цен на электроэнергию".
Вскоре к этой инициативе может подключиться и Германия. Как написали в Reuters 30 августа, ссылаясь на собственные источники, ФРГ "открыта для обсуждения схемы ограничения цен на поставки газа на общеевропейском уровне". Проблема в том, что, во-первых, мера хоть и логичная отчасти, но слишком поздно о ней подумали.
Во-вторых, нет четкого понимания, как цену газа будут ограничивать, ведь для этого нужна законодательная база, причем на общеевропейском уровне, а это дело небыстрое. Напомним, Третий энергопакет (правила импорта энергоносителей и формирования цены газа для всех членов ЕС) Еврокомиссия "продавливала" несколько лет. Приходилось даже судиться с некоторыми национальными государствами, чтобы они приняли эти условия.
Запасы газа появились, но это не поможет
В прессе Старого света в последние недели радостно говорят, что страны ЕС, несмотря на высокие цены и сложности с поставками СПГ вместо российского газа, ПХГ успешно заполняют по графику. По сути, многие даже перевыполняют норму в ближайшие месяцы. Напомним, цель Евросоюза – к ноябрю заполнить свои ПХГ на 80%.
Сейчас, если верить данным из Gas Infrastructure Europe, этот показатель уже достигнут. Казалось бы, все отлично. В закромах есть нужный ресурс, можно смело зимовать и даже не переживать о каком-то российском газе.
Увы, не все так просто. В обычный год этого, пусть и со многими оговорками (из ПХГ нельзя в один миг выкачать любое количество газа, если будут сильные холода), может, и хватило бы. Но этот год (а вполне возможно, что и последующие) явно непростой. Полные ПХГ плюс стабильные поставки из России, как и из других стран – это гарантия нормальной работы энергетического рынка Европы.
Но в 2022-м экспорт газа из России явно меньше. Большой привет санкциям, нежеланию отдельных стран Запада возвращать турбины для Nord Stream, остановке "Ямал-Европа" (следствие все тех же санкций). Напомним, "Северный поток" сейчас способен работать только на 20% от своей мощности.
Говоря проще, ПХГ не способны полностью сохранить баланс спроса-предложения газа в Старом свете, если нет регулярных поставок из других стран. Можно, конечно, понадеяться на импорт СПГ из США и других государств, экспортирующих сжиженный газ. Но вот незадача – он крайне дорогой. Более того, Азия уже на низком старте, чтобы (как осенью и зимой 2021-го) перехватывать поставки в свою пользу (когда вырастет спрос при отопительном сезоне, Китай, Южная Корея и Япония готовы платить больше, чем ЕС).
По данным Aurora Energy Research, на которые ссылается Reuters, заполненные по графику ПХГ в Евросоюзе могут обеспечить страны газом в лучшем случае в течение трех месяцев. Этого мало. Отдельные страны вроде ФРГ, конечно, в несколько лучших условиях. В Германии, где находится почти четверть хранилищ ЕС, запас газа может удовлетворить средний спрос на 80-90 дней. А что делать, скажем, с Финляндией? Как будут чувствовать балтийские страны? Не скажет ли Латвия: "Все что в нашем Инчукалнском хранилище, оставим у себя, а вы как-нибудь сами"?
В итоге остается только один выход – экономить, причем сильно. По этому поводу вполне справедливым выглядит заявление старшего научного сотрудника аналитического центра Bruegel Симоне Тальяпьетра: "Чтобы справиться с этой кризисной ситуацией, сокращение спроса будет даже важнее, чем хранение".
В аналитической компании ICIS еще больше упростили тезис. По мнению этих экспертов, для предотвращения еще большего энергокризиса Евросоюзу надо каждый месяц сокращать потребление газа на 15% ниже среднего пятилетнего показателя. А это уже, уверенны в Wood Mackenzie, чревато нормированием подачи электричества европейским предприятиям и домохозяйствам.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.